ВСЕГДА ЛИ ВОЗМОЖНО ВЗЫСКАТЬ ДОЛГ ЗА ПОСТАВЛЕННЫЙ ТОВАР?


Часто к нам обращаются за юридической помощью – взыскать долг за  поставленный товар. При этом, как правило, поставщик всегда убежден, что никаких проблем по взысканию долга в судебном порядке не будет, что, якобы все  документы, а именно, договор поставки, а также товарные накладные (или товарно-транспортные накладные) у него имеются, а суд это только некая формальность.

Однако к великому сожалению экспертиза первичных учетных документов (ТОРГ -12, ТТН), а также доверенностей на получение товара показывает, что оформлены они ненадлежащим образом. Поэтому организациям, занимающимся поставками товаров, мы рекомендуем обращать особое внимание на оформление первичных учетных документов при отгрузке товара.

Почему это важно? В том случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, невозможно будет доказать факт поставки товара при возникновении судебного спора, т.е. в иске о взыскание долга будет отказано!

Судебная практика исходит из того, что товарные накладные должны содержать все реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее – Постановление). Поэтому в целях минимизации финансовых и правовых рисков необходимо уделять особое внимание оформлению всех первичных учетных документов.

Вышеуказанным Постановлением утверждены указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций. Однако данные Указания практически не раскрывают порядок заполнения товарной накладной (форма №ТОРГ-12). Между тем, в настоящий момент сложилась судебно-арбитражная практика, которая позволяет сделать вывод, как правильно применять указанное Постановление, чтобы в случае судебного спора взыскать задолженность по договору поставки.

Основные выводы судебно-арбитражной практики,
которые надо учитывать поставщикам при отгрузке товара:


1. Обязательные реквизиты, которые должна иметь товарная накладная ТОРГ-12:
1.1. Подпись о приемки товара:
В том случае, если товарную накладную подписывает непосредственно руководитель организации-Покупателя, то в разделе, относящемся к получению товара в графах "Груз принял" и "Груз получил" в обязательном должна быть не только подпись, но и расшифровка подписи ФИО – фамилия (полностью), имя и отчество (сокращенно), должность лица, принявшего груз организации;
Если приемка товара производиться представителем по доверенности, то также должна быть подпись, расшифровка подписи, ссылка на доверенность. И самое главное, чтобы Поставщик истребовал доверенность у Покупателя.
1.2. В обязательном порядке должна быть указана дата приемки Товара.
1.3. Товарная накладная должна быть скреплена печатью Поставщика и Покупателя.
1.4.  Должно быть указано количества и ассортимента, а также цена, товара.

2. Для применения неустойки либо штрафных санкций, предусмотренных договором поставки товарная накладная в обязательном порядке должна содержать ссылку на реквизиты договора поставки, в рамках которого производиться отгрузка товара. В противном случае будет невозможно применить договорную неустойку и штрафные санкции.

Юридическая консультация, юридические услуги, адвокат, арбитраж, юридическое сопровождение бизнеса, консультация юриста, консультация адвоката, юридическая помощь